13 методика работы над словарем


13 методика работы над словарем Скачать

Например, слова, относящиеся к таким тематическим группам, как «одежда», «постельные принадлежности», «умывание», осваиваются в ходе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а их закрепление и активизация происходят в специально организованных сюжетно-дидактических играх с куклой (в младшей и средней группах), в разных видах рассказывания и лексических упражнениях (в старших группах). В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Усова отмечала наличие двух категорий знаний, которыми должен овладеть ребенок в детском саду: знания, не требующие специального обучения, и знания, усваиваемые в процессе организованной учебной деятельности. Причем эффект усвоения слова может быть усилен, если в дальнейшей работе оно будет использовано в разных видах речевой деятельности детей. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспрессивной окраской, в-третьих, стилистической принадлежностью, наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами. Образец предложения записывается (можно гра­фически) на доске или плакатике.

Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словарными. Вспомогательным средством должны служить вопросы учителя. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже младших группах. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» (Ушинский К. Еще раз подчеркнем, что при определении программного содержания наблюдений, экскурсий задачи развития речи входят в состав образовательных задач. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении. Вопрос является основным приемом работы над словом.

Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. Е) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета,, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, происходят переработка знаний, дальнейшее уточнение и конкретизация понятий. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Прежде всего это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, т. Рязани (в средних школах №№ 31, 62 и 71), в которых учителя начальных классов проводили обучение по специально разработанной программе. А) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. Так, анализируя язык сказки В.