Энциклопедический словарь этика


Энциклопедический словарь этика Скачать

Высшее «зло» для буддиста — Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки). Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. В этой книге гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Как и Бентам, Кристи смог добиться некоторых реформ в карательной политике своего региона. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования. Различие между этими доктринами укладывается в принцип Юма.

Например, сможет научиться получать удовольствие от любых действий, которые полезны для выживания (например, трудовой деятельности) и уничтожить страдания, неспособные мотивировать его на полезные дела (например, страх при полёте в самолёте, когда от пассажира безопасность полёта не зависит). По мнению российского трансгуманиста Виктора Аргонова, ключевой вехой на этом пути должно стать открытие нейрокоррелята удовольствия — физиологического параметра, который однозначно определяет уровень удовольствия (или страдания), испытываемого существом[5]. Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Утилитаризм утверждает, что каждый человек должен стремиться поступать так, чтобы максимизировать удовольствие/счастье всех существ, которые способны его испытывать. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. По его мнению, для выживания и дальнейшего развития человеку будущего будет достаточно перепадов между слабыми и сильными (но неизменно положительными) уровнями удовольствия. Хотя гедонистические и эвдемонические идеи неоднократно высказывались античными философами (первым из них был Аристипп, наиболее известным — Эпикур), а также философом Нового времени Дэвидом Юмом, своё первое систематическое оформление именно как моральная система утилитаризм получил в трудах Иеремии Бентама. На данный момент все страны Скандинавии отличаются весьма небольшим количеством заключённых и, при этом, низким уровнем преступности (даже сейчас, когда уголовные кодексы этих стран пополнились новыми спорными составами, такими как пользование услугами проституток).

Философский энциклопедический словарь Увеличить...

Утилитаризм является моральным учением на базе гедонизма/эвдемонизма и консеквенциализма. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку[2]. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло. И хотя по сей день психологический гедонизм не считается научно доказанным, указанные авторы показали, что он в принципе может использоваться как научная гипотеза с конкретными верифицируемыми и фальсифицируемыми предсказаниями. Утилитаризм радикально выделяется на фоне этих учений, так как в первую очередь оценивает не «плох» или «хорош» человек, а «плохо» ему или «хорошо». Они постулировали психологический гедонизм: любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Он может преследоваться лишь в той мере, в которой это нужно для предотвращения дальнейших антиобщественных поступков (и только если страдание других существ перевешивает удовольствие, полученное злодеем). Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными. С его точки зрения, несмотря на лозунги о «счастье народов» и реальные шаги по повышению благосостояния масс, правительства многих (если не всех) крупных государств в XX веке, в конечном счёте, принесли народам больше страданий, чем счастья. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру.